Печать

Центр практических умений

руководитель центра: булатов сергей александрович

 

АДРЕС

420012, г.Казань, ул.Бутлерова, д. 49, цокольный этаж

КОНТАКТЫ

Телефон: 8 (843) 236 04 01

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Режим работы: с понедельника по пятницу с 8.00 до 17.00.

Обед: с 12.00 до 13.00.


Говоря о предназначении Центра практических умений, хочется упомянуть крылатую мысль известного французского философа и просветителя Этьена Бонно де Кондильяка, жившего в 18 веке, которая, как нельзя точно, отражает современные принципы, положенные в основу подготовки будущего специалиста в медицинском университете.

«Лучший способ научить других - это провести их тем же путем, по которому шло человечество, чтобы образовать себя»

Для передачи искусства врачевания далеко не достаточно вложить в голову молодого человека сумму определенных знаний. Необходимо научить его мыслить, анализировать полученную информацию, иметь и уметь обосновывать собственную точку зрения, т.е. все то, что входит в понятие «клиническое мышление». Для этого, необходимо пройти тот путь от простого к сложному, от созерцания к пониманию, которое прошло человечество в искусстве врачевания. Процесс это длительный, последовательный и закономерно, что высшее медицинское образование во всем мире является наиболее долгим и кропотливым.

И, тем не менее, сама подготовка специалиста в высшей медицинской школе еще далека от совершенства. Если судить по конечному результату, т.е. оценивать подготовку молодого специалиста, в целом, то результаты не всегда  получаются оптимистичными. Данные, опубликованные в журнале «Здравоохранение», по результатам анкетирования 1000 молодых врачей свидетельствуют, что только 23% выпускников оценили свою подготовку в вузе как хорошую, 55% как удовлетворительную, а 22% как неудовлетворительную. Еще более серьезная ситуация проявилась при оценке молодыми врачами своих, сформированных в вузе практических умений и навыков - только 12% считали их качество хорошими.

Анализируя сложившуюся ситуацию, мы систематизировали этапность подготовки студентов в вузе, взяв за основу курс, общее количество часов, отведенных для изучения дисциплин на профильных кафедрах и вид производственной практики, во время которой студент может применить полученные знания.

В качестве одной из причин, повлиявшей на невысокий уровень практических знаний наших студентов на младших курсах, мы не могли не отметить и современные реалии складывающиеся в клинике. Медленно, но неуклонно наше здравоохранение переходит на рельсы страховой медицины. Уже сейчас имеются прецеденты, когда находящийся в клинике больной с большой неохотой идет на контакт со студентом, не говоря уже о каких либо инвазивных процедурах им выполняемых. И зачастую, это не вина или нерадивость студента, что он не смог найти способ применить свои знания на практике.

Это, безусловно, заставляет вести поиск новых методологических подходов к системе обучения будущего врача и формирования его клинического мышления. Уместно отметить, что данная проблема является актуальной не только для России. В большинстве европейских стран студенты соприкасаются с реальным пациентом и имеют возможность что либо сделать своими руками лишь на 6-7 году обучения, что связано с особенностями учебной программы и где не последнюю роль играет особый менталитет «европейского пациента».

Поддерживая многолетние прочные научные и дружественные отношения с коллегами из Левенского католического университета (Бельгия), университета Восточная Каролина (США), Ельского университета (США), мы неоднократно обсуждали вопросы профессиональной подготовки студентов на совместных конференциях. Опираясь на опыт наших зарубежных коллег, мы постарались найти новые подходы к процессу преподавания практических умений и контролем за качеством их освоения сочетая подготовку студентов на тренажерах и муляжах с клинической работой.

Принципиально новым шагом в этом направлении стало создание Центра практических умений. Главная цель создания Центра – реализовать программу доклинической подготовки студента в плане освоения практическими умениями и обеспечить последовательность и преемственность в освоении ими на всех курсах обучения в университете. В своей работе Центр находится в тесном контакте с базовыми клиническим кафедрами университета, определяющими уровень практической подготовки выпускника. Работа началась со второго курса, в первую очередь, с создания учебной программы для студентов. Была пересмотрены методические подходы к преподаванию «Общего ухода». На сегодняшний день программа выглядит следующим образом, 30 часов отведено на отработку навыков на муляжах и тренажерах и 30 часов в клинике внутренних болезней. На данном слайде представлена программа для студентов 2 курса в Центре практических умений. Занятия построены таким образом, чтобы освоив определенные умения в Центре, студенты шли в клинику, где учились применять их на практике. Надо сказать, что такой подход нашел отклик и у студентов, которые с большим энтузиазмом занимаются на тренажерах и мы уже испытываем определенные трудности систематизировать поток всех желающих поработать руками. Выделены специальные часы в расписании работы Центра предусматривающие самостоятельную работу студентов.

На сегодняшний день Центр работает полтора года и мы имеем уже первые результаты, позволяющие оценить эффективность преподавания. Как свидетельствуют данные опроса студентов, уровень владения практическими умениями в рамках программы выше 80% у всех опрошенных.

Только пройдя все этапы специальной подготовки в Центре и сдав зачет, студент получает запись в «Зачетную книжку учета практических умений» и получает допуск к прохождению производственной практики. В последний год и сдачу экзамена по итогам прохождения летней производственной практики мы практикуем на базе Центра, что позволяет оценить выживаемость знаний и достоверность тех сведений, которые представляются студентом в дневнике практики.

Для студентов старших курсов большие надежды мы возлагаем на внедрение программы «стандартизированный пациент». Это ролевая игра позволяющая почувствовать студенту себя в роли врача-исследователя, один на один с пациентом в обстановке максимально приближенной к реальной. С этой целью была создана вторая очередь Центра практических умений. Спланированная таким образом, чтобы академическая группа студентов могла индивидуально работать с пациентами. На сегодняшний день мы имеем шесть оборудованных мест с видеоконтролем и аудиоконтролем, позволяющими оценивать преподавателю работу каждого студента у постели больного. Обязательным компонентом этого общения служит последующий, совместно с преподавателем, разбор допущенных врачом «ошибок». Это технически осуществляется при помощи постоянной видеозаписи всего процесса работы студента и «стандартизированного пациента», роль которого играет специально подготовленный актер. Получив и изучив легенду «своего» заболевания он продемонстрирует характерные жалобы и симптомы. Наблюдение за происходящим в реальном времени на мониторе, который расположен в учебной комнате позволяет и другим студентам участвовать в процессе и выступать в роли «клинических экспертов». Опыт наших коллег из университета Восточная Каролина (США), которые вот уже 12 лет используют данную методику, которая в настоящий момент получила статус общегосударственного экзамена для всех медицинских вузов США, показывает его высокую эффективность у студентов старших курсов.

Новым направлением в развитии нашего здравоохранения является создание системы семейного доктора. И в этом плане на базе Центра смоделирован кабинет врача общей практики, позволяющий на тренажерах и муляжах отработать те ситуации которые могут возникнуть в реальной жизни. В частности: обследование молочных желез, пальцевое ректальное обследование, гинекологический осмотр, осмотр наружных слуховых проходов и глазного дна, все это может быть реализовано на базе данного кабинета.

Интервью проф. С.А.Булатова о методике "стандартизированный пациент"

Презентация о Центре практических умений

Таким образом, говоря об этапах формирования клинического мышления у студентов медицинского университета мы имеем в виду, что современный этап преобразований, который глубоко затронул наше общество, не оставив в стороне и систему подготовки медицинских кадров, диктует новые требования к будущим врачам. Несмотря на бурное развитие электроники, компьютерной техники, врач любой специальности обязан владеть всем арсеналом накопленных знаний и умений, позволяющих в трудной ситуации выбрать единственно правильный диагноз и провести адекватные лечебные мероприятия. И помочь в этом студенту должна оптимальная программа освоения необходимых профессиональных навыков опирающаяся на широкое внедрение современных тренажерных комплексов нового поколения, создание базовых учебных центров, плавно перекидывающих мостик от имитации в клинику к реальному пациенту.

Руководитель центра, д.м.н., проф. С.А.Булатов

Сентябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1

Казанский ГМУ - ВУЗ здорового образа жизни. Мы здоровы - присоединяйся!

Интернет-приемная ректора Казанского ГМУ

420012, Казань, ул. Бутлерова 49
Тел.: (843) 236-06-52
Факс.: (843) 236-03-93
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.